Подростковый возраст — самый сложный период в жизни человека. Личностная нестабильность подростка порождает противоречивые желания и поступки, которые часто могут переходить в крайности. Одним из проявлений нестабильности является деструктивное поведение.
Профилактика деструктивного поведения подростков представляется сегодня исключительно важным и актуальным направлением. С каждым годом всё больше подростков вовлекается в такие формы противоправного поведения, как хулиганство, кражи, наркомания, бродяжничество и т. д., которые характеризуются высокой степенью риска как для самого подростка, так и для общества в целом.
Влияние на деструктивное поведение личности несовершеннолетнего оказывается с разных сторон:
- неблагополучное воспитание и плохие условия проживания;
- транслирование негативных событий средствами массовой информации;
- лёгкий доступ к травмирующей психику информации в сети интернет;
- желание несовершеннолетнего идентифицироваться и одновременно показать свою индивидуальность посредством вступления в неформальные молодежные субкультуры (музыкальные, геймерские, дворовые, а порой и в маргинальную молодежную субкультуру) и др.
Клиническая психология выделяет следующие формы детского деструктивного поведения:
- агрессивные поступки внутри семьи, по отношению к близким людям; в отношении других детей;
Деструктивные отклонения у подростков и детей:
- самоповреждение;
- саморазрушение;
- склонность к риску;
- бродяжничество;
- зависимость от СМИ (в особенности, социальных сетей);
- участие в деструктивных группах;
- наркомания;
- пьянство;
- нарушение школьной дисциплины;
- побеги из дома;
- суицидальные наклонности.
Чтобы разобраться в причинах проблем, психологи и психиатры проводят следующие исследования:
- Наблюдение, беседа
- Опрос родителей, родственников
- Психологическое тестирование
- Проективные методики