Ведущей потребностью в этом возрасте является потребность в самоутверждении. Подросток ищет различные сферы и варианты для самоутверждения, стремиться к нему. Ему важно чувствовать себя значимым. В связи с этим они склонны к рисковому поведению. Для подросткового возраста характерна реакция группирования. Для каждого подростка важно входить в какую-либо значимую группу, быть принятым в нее, считаться своим. Большое значение подростки придают своему статусу в группе, среди сверстников. У них высока потребность в престиже, они стремятся следовать «моде» как во внешнем облике, так и в занятиях, увлечениях. У подростка формируется собственная система ценностей, происходит их структурирование. Чтобы сформировать собственную систему ценностей подростку надо от чего-то оттолкнуться и этим чем-то оказываются требования и ценности, транслируемые или навязываемые взрослыми. Формирование ценностей у подростков осуществляется за счет проверки на жизнеспособность и протеста против того, что им представляет мир взрослых. Подросток ищет другие, отличные от транслируемых взрослыми, ценностные ориентиры. Для подростков характерен интерес к проблеме смысла жизни, они осмысливают собственную роль и место в этой жизни. Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «черно-белым» — он категоричен, не видит «полутонов», проблемы и трудности гипертрофируются, кажутся неразрешимыми; из-за гормональной бури снижена сопротивляемость стрессу. Эти особенности естественны для подростков, но при неблагоприятных условиях они могут выступать факторами риска и быть намеренно использованы злоумышленниками как инструмент провокаций.
Что такое деструктивное поведение?
Деструкция (лат. destructio - разрушаю) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение. Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии.
Деструктивное поведение - поведение, изменяющее социальные группы и личности путем их разрушения и причинения им вреда.
В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.
Особую опасность представляет вовлечение молодёжи через сеть Интернет в группы деструктивной направленности, где очень активно используются социальные сети, чаще «ВКонтакте».
Для деструктивного поведения характерны следующие признаки:
- наличие таких высказываний, как оскорбления, угрозы, деструктивная критика, нецензурные выражения и др.;
- необычное влечение к развлечениям с элементами жестокости или насилия;
- антисоциальные действия в отношении социальной структуры;
- нежелание выполнять социальную роль: трудовую, учебную и т.д.;
- слияние с одной социальной ролью и выражение ненависти ко всем вне какой-либо социальной группы;
- демонстрируемая потребность в самоутверждении;
- демонстрируемое неуважение к традиционным или общечеловеческим ценностям.
За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних законодательством Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Уважаемые родители, выполните задание!
Составьте список, что самое важное в Вашей жизни (запишите в столбик).
Проранжируйте этот список. На первое место поставьте самое важное, затем - менее важное и т.д.
Вспомните вчерашний день!
Напишите сколько времени (часов, минут) Вы уделили каждой из перечисленных Вами позиций.
А теперь посмотрите, какое место занимает ребенок этом в ряду? Сколько времени Вы уделили ему?
Как часто Вы говорите с ребенком на значимые для него темы?
Обращаете ли Вы внимание на его настроение, состояние здоровья, сон, аппетит и т.д.?
Тревожные признаки для родителей, которые нельзя пропустить!
- повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки), тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям;
- утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми;
- проявление навязчивых движений;
- избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги);
- неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
- стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;
- стремление быть в центре внимания любой ценой;
- нелюдимость, отчужденность в школьной среде, в семейнобытовых взаимоотношениях, отсутствие друзей, низкие навыки общения.
- Изменения во внешнем виде, на которые следует обратить внимание!
- использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);
- нежелание следить за своим внешним видом;
- наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;
- появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);
- появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли).
- Изменения в поведении, на которые следует обратить внимание!
- конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге);
- ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку;
- проявление интереса к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида;
- участие в неформальных асоциальных группах сверстников, склонных к противоправному поведению;
- трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);
- навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу);
- коллекционирование и демонстрация оружия;
- пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
- жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;
- увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости;
- участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
- резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски школьных занятий, потеря интереса к любимым занятиям);
- подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);
- появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (законных представителей) (ведет переписку (общается по телефону) с неизвестными взрослыми собеседниками; заводит на семейном компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль; хранит в смартфоне фотографии с участками местности, помещений, зданий или изображений с фрагментами карты населенного пункта без объяснений причин);
- ребенок срочно (внезапно) выходит из дома под различными предлогами;
- использование в речи новых, нехарактерных для Вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.
Чтобы справиться с возникшей проблемой родителю нужно понять, что вызвало такое поведение ребенка, какова причина деструктивного поведения. Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые нелучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность,
легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ,
Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, многие даже и представить не могут, как раньше обходились без такого информационного ресурса. Интернет можно назвать одним из самых значительных и полезных изобретений человечества, но не каждый задумывается, как влияет всемирная паутина на нас. К сожалению, Интернет принёс много опасностей, включающие вовлечение в группы деструктивной направленности
* Деструктивные группы в соцсетях: что нужно знать о них родителям!
Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый. На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», фразу «кто ты?» и тому подобные с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, за тем продолжает переписку с потенциальной жертвой.
Организаторы или те, кто «ведёт» группу, подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону.
Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется.
На самом деле он же не знает, кто там за ником, аватаркой. В Интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определённый круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. Происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.
Далее идёт погружение в депрессивный контент или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого.
Активно формируется определённая информационная среда. Здесь Интернет-технологии применяются во всём многообразии. Предлагаются ссылки на сайты деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадёжностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку, «самыми- самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.
Так постепенно ребёнок втягивается. Потом выйти уже практически невозможно.
С какой целью это делается?
Существуют разные мнения, но они схожи:
- вовлечение в экстремистские организации - для пополнения своих рядов;
- в религиозные деструктивные группы - для вовлечения новых адептов;
- в «группы смерти» - желание «властвовать», извлечение прибыли за счёт продажи видео, на которых подростки кончают жизнь самоубийством.
Уважаемы родители ответьте на ряд вопросов!
- Знаете ли Вы, чем увлекается, интересуется ваш ребенок?
- Есть ли у Вас общие с ребенком увлечения и интересы?
- Есть ли в Вашей семье традиции и ритуалы, которые Вы смогли бы сразу назвать?
- Знаете ли Вы, что сильно огорчает и радует Вашего ребенка?
- Бывают ли у Вашего ребенка резкие перепады настроения?
- Знаете ли Вы, сколько времени в день проводит Ваш ребенок в Интернете?
- Знаете ли Вы, на какие сайты чаще всего «заходит» Ваш ребенок?
- Является ли Ваш ребенок участником каких-либо групп и сообществ в Интернете?
- Знаете ли Вы, что это группа, сообщество безопасны?
Если на все вопросы Вы ответили положительно, это говорит, о доверительных отношениях между самыми родными и близкими людьми (Родители и Дети)
Уважаемые родители, помните!
Вербовщики опираются на возрастные психологические особенности: слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость, низкая самооценка; неумение взаимодействовать с окружающими; трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон и др.); неумение взаимодействовать с окружающими, отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень гуманитарного образования, острый интерес и тяга ко всему необычному).
Так же предпосылками вовлечения являются:
- неопытность, недостаточная ответственность;
- психология подростка носит культовый групповой характер;
- чем младше человек, тем более он подвержен влияниям окружения;
- повышенная восприимчивость к предлагаемым правилам поведения в группе;
- реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей;
- очень сильная мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения (особенно навязанная взрослыми);
- личная незрелость (традиционный образ жизни подростку представляется как формальный, банальный, отживший, исчерпавший себя).
Что нужно делать родителям?
- Разговаривайте с ребёнком. Объясните, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Когда с детства у ребёнка есть чётко сложившееся мнение об этих понятиях, то его не заинтересуют призывы к насилию или суицидальному поведению.
- Учите ребёнка мыслить критически. Подросток должен уметь самостоятельно фильтровать поступающую ему информацию, уметь анализировать её, сопоставлять с другой информацией, составлять собственное мнение.
- Максимально восполните недостаток любви и внимания к ребёнку.
- Создайте здоровую среду общения. Чаще обедайте вместе. В семьях, где принято вместе принимать пищу, дети реже чувствуют себя одинокими. Для подростка важно быть частью чего-то целого, так пусть этим целым будет для него семья.
- Попробуйте вывести ребёнка на разговор, но ни в коем случае нельзя шпионить, дабы не потерять его доверие. Важно показать ему, какие механизмы действуют в этих группах, какие приёмы используются, чтобы сделать присутствие в подобных группах сначала привлекательным для ребёнка, а затем создать зависимость от этого, страх быть исключенным. Важно раскрыть манипулятивность и ложность таких взаимоотношений.
- Всегда поддерживайте разговор с ребёнком, о чём бы он ни был.
Искренне интересуйтесь его жизнью.
- Продумайте ребёнку занятие. Пусть у него будет больше увлечений, тогда вряд ли его затянет виртуальная реальность и участие в группах деструктивного характера.
- Допустимо и осторожное использование директивных методов - твёрдый и однозначный запрет участия в таких группах: ребёнок должен понять, что это недопустимо, это родительский запрет.
* Не бойтесь обращаться к специалистам. Если между вами и ребенком нет доверительных отношений, а между тем перечисленные выше тревожные сигналы присутствуют в поведении подростка, необходимо обратиться к специалистам школы (педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель).
«Если ребёнок смеётся - значит мы все сделали правильно!»